197 просмотров

Зарядное устройство своими руками для автомобильного аккумулятора

Я имею опыт создания множества схем зарядных устройств для различных типов аккумуляторов. Однако, в последнее время я заметил, что многие люди ищут простые схемы зарядных устройств

для автомобильных аккумуляторов, использующие доступные компоненты. Поэтому, я решил создать такую схему.

Зарядное устройство своими руками для автомобильного аккумулятора

Эта схема была извлечена из радиожурнала и стала очень популярной. Она представляет собой тиристорный регулятор напряжения, не имеющий узла контроля тока, защиты и других современных функций. Некоторые люди могут осуждать мое решение использовать эту схему, но она была проверена мной и другими радиолюбителями множество раз и доказала свою эффективность.

Зарядное устройство своими руками для автомобильного аккумулятора

Отличительной особенностью этой схемы являются транзисторы Q1 и Q2, на их базе собран генератор импульсов, который заряжает аккумулятор импульсами тока. Этот режим зарядки имеет множество преимуществ. Во-первых, силовой элемент схемы работает не в линейном, а в ключевом режиме, что снижает его нагрев и увеличивает срок его службы. Во-вторых, импульсная зарядка может быть полезна для десульфатации аккумулятора, что в теории может восстановить его работоспособность.

Генератор импульсов собран на маломощной комплементарной паре, и может использовать практически любые маломощные транзисторы, например, КТ 361 и КТ 315. Выходной ток может достигать 10 ампер, что позволяет эффективно заряжать аккумуляторы ёмкостью до 100 ампер-часов.

Советую использовать диодный мост с запасом, предпочтительно с диодами на 15-20 ампер.

Зарядное устройство своими руками для автомобильного аккумулятора

Я использовал готовую сборку на 30 ампер. Сетевой понижающий трансформатор должен обеспечивать выходное напряжение не менее 15-16 вольт и соответствующий ток.

Важно учитывать, что эффективный ток заряда для автомобильных свинцово-кислотных аккумуляторов должен составлять примерно 1/10 от ёмкости аккумулятора. Например, для аккумулятора ёмкостью 60 ампер-часов, эффективный ток заряда должен быть примерно 6 ампер и так далее.

Я использовал готовый трансформатор от источника бесперебойного питания, который, на мой взгляд, хороший вариант. Удачно, обмотки трансформатора были медными, а не алюминиевыми, как это бывает с бюджетными источниками бесперебойного питания.

Зарядное устройство своими руками для автомобильного аккумулятора

Хотя в старом хламе удалось найти только один тиристор, он оказался нерабочим.

Вместо него, можно было собрать аналог, но я решил использовать обычный транзистор типа империи MJE13009 и всё прекрасно заработало.

Зарядное устройство своими руками для автомобильного аккумулятора

Печатная плата получилась довольно компактной, исходный файл доступен для скачивания в конце статьи.

Зарядное устройство своими руками для автомобильного аккумулятора

Транзисторы и диодный мост устанавливаются на радиатор, и рекомендуется дополнительно использовать кулер. Я использовал стрелочные индикаторы, амперметр на 1 ампер, который после замены шунта начал отображать ток до 10 ампер, и вольтметр на 15 вольт.

Зарядное устройство своими руками для автомобильного аккумулятора

Я планирую собрать все компоненты в корпусе от блока питания компьютера, но сейчас работаю над несколькими проектами и времени попросту нет. Однако, в дальнейшем обязательно займусь изготовлением корпуса.

Выходное напряжение зарядного устройства может регулироваться от нуля. Процесс зарядки автомобильных аккумуляторов происходит следующим образом: после подключения зарядного устройства к сети, мы вращаем переменный резистор, чтобы получить выходное напряжение в диапазоне от 14 до 14,4 вольт.

Зарядное устройство своими руками для автомобильного аккумулятора

Это напряжение соответствует полной зарядке автомобильного аккумулятора. Затем мы подключаем зарядное устройство к аккумулятору, при этом не забываем соблюдать полярность, т.е. подключаем плюс к плюсу и минус к минусу.

Зарядное устройство своими руками для автомобильного аккумулятора

По мере зарядки аккумулятора ток будет постепенно уменьшаться, и к концу процесса его значение будет близко к нулю, что означает завершение зарядки. Однако, несмотря на это, схема зарядного устройства не обеспечивает защиту от коротких замыканий, что может привести к повреждению устройства. Единственной мерой защиты является предохранитель. Кроме того, отсутствует функция защиты от переполюсовки питания. Однако все эти недостатки можно исправить дополнительно, если будет на это желание.

Архив к статье — скачать.

Автор; АКА КАСЬЯН

26300cookie-checkЗарядное устройство своими руками для автомобильного аккумулятора